Сколько стоит открыть кафе в тайланде. Как открыть бизнес в таиланде. Ограничения в тайском законодательстве на иностранные инвестиции

"Нас часто спрашивали: почему мы до сих пор не открываем свой ресторан? Скажу так: для открытия заведения в России мы еще не доросли. В Азии все намного проще и понятнее", - рассказал Александр Затуливетров. Вместе с другими рестораторами - братом Леонидом Затуливетровым, Антоном Мухиным и швейцарским бизнесменом и преподавателем Роддерихом Леффлером в феврале они открывают в Бангкоке стейк-хаус "Чивит-Чиват". До этого более десятка лет каждый занимался открытием, управлением и рестайлингом ресторанов под заказ.

Идея открыть ресторан в Таиланде пришла Леониду Затуливетрову около года назад. Часто отдыхая там он пришел к выводу, что европейским туристам и наводнившим страну искателям острых ощущений поесть привычной еды просто негде. "В этой стране они готовы рисковать всем – кошельком, здоровьем, жизнью, наконец. Но только не желудком. Стейки будут очень кстати", - рассказал Леонид Затуливетров. Также рестораторы рассчитывают и на тайских бизнесменов, желающих приобщиться европейской кухне.

Открыть заведение в Таиланде общепита в разы проще , чем в России, рассказал Александр Затуливетров. Это касается поиска и аренды помещения, стоимости строительства и быстроты прохождения согласований. Приобрести готовый бизнес в Банкоке, например, например полностью оборудованный бар, с персоналом и даже запасом алкоголя, обойдется приблизительно в $50 тыс. Окупить вложения можно приблизительно за год работы.

"Насколько все проще и дешевле мы поняли сразу, как только начали искать помещение - услуга по подбору стоит сущие копейки", - рассказали предприниматели. В итоге, они остановили выбор на помещении в своем же отеле. Интересно, что стоимость аренды не фиксированная - она привязывается к прибыли заведения. В результате это позволяет избежать убытков во время ремонта или низкого сезона.

Но многие заведения, покупаемые иностранцами, перепродаются по несколько раз в год. Александр Затуливетров объясняет это тем, что энтузиазм заканчивается через пару месяцев. "Им начинает все больше хотеться загорать, купаться. А за тайцами нужно постоянно присматривать - жульничество процветает", - рассказал он.

Персонал - одна из немногих проблем при организации бизнеса в этой стране. "Тайцы никогда не отличались работоспособностью. Доброжелательность и ленность - это их черты", - продолжает Александр Затуливетров. Для себя они решили эту сложность так: штат сотрудников набран из европейцев и россиян, проживающих в Таиланде. "Движимые скукой, они готовы работать за сравнительно небольшие деньги, и при этом работать гораздо лучше коренных тайцев. Бармена, правда, пришлось взять местного - на них оформляется лицензия на продажу алкоголя", - рассказал он.

Краткая предыстория

Паттайя. Ко Лан

Впервые я поехал в Таиланд в 2011 году и увидел его таким, как вы видите на этом фото. Это была страна моей мечты. В 2012 я переехал в Паттайю. Довольно долго боялся принять решение. Впоследствии оказалось, что сложность и стресс от решений мы навязываем себе сами. Я постоянно езжу в Россию и никакого «сжигания мостов» нет, его можно тоже только навязать себе, оно не нужно.

В общем и целом я жил хорошо. Первые два года. Курс бата к рублю был один к одному. Работать мне не приходилось, у меня был источник дохода на капитал. Я смело тратил 100-200 тысяч рублей в месяц, это была норма комфортной жизни. Потом я свой капитал поистратил изрядно из-за пары стратегических ошибок, а остатки решил вложить в недвижимость в России, меня убедили, что это хорошая идея, доход меньше, но более стабильный.

В то время Таиланд везде в блогах, на ютубе и на форумах активно пиарили как место, где можно «жить как король на 20 тысяч рублей в месяц». Это абсолютный бред, не верьте этому. Я немного затрону уровень жизни далее в статье.

Тема в прошлом году эта затянулась, стал искать другие источники дохода, потому что тратить было нечего. В процессе я нашел неплохую работу в IT на 3 тысячи долларов в месяц, даже добился удаленки, но проработал недолго - начальнику не нравилось отсутствие контроля, меня стали загружать заданиями на тонну «жутко необходимых» отчетов, в ожидании, что я уйду сам, а потом уволили. Я — не великий сторонник работы на дядю и особо не расстроился.

Пляж в Таиланде

Закончив формальности с квартирой, я взял в очередной раз билет в один конец Москва-Бангкок. Это был октябрь 2014, и отсюда начинается история. У меня были с собой 100 тысяч рублей на карте, договоренность о мелкой работе по интернету, которую я в то время выполнял уже 2 месяца, и договор об аренде мой квартиры за эквивалент 900 долларов (пишу в долларах, так как в это время как раз началась ) в месяц. Я уже привык к более скромной жизни и считал, что этого должно хватить.

Как мне пришла в голову идея открыть бизнес в Таиланде

Она особо не приходила мне в голову. Я забыл уточнить, что моя гражданская жена - тайка. Идея ее. Я же собирался заняться интернет-проектами и найти еще удаленную работу, первая едва приносила 20 тысяч рублей в месяц. За первые две недели случилось непредвиденное - у моего жильца серьезно заболела мать, он съехал и попросил депозит назад. Депозит я потратил на билет и аренду жилья в Паттайе (жена живет в своем доме на севере Таиланда, когда я уезжаю). Я попросил друзей помочь мне , но никакими деньгами мне это в ближайшее время не грозило - пока жильцов найдут, с первого месяца отдам депозит, а новый лучше сохранить, чтобы история не повторилась.

С работодателем мы разошлись через 3 недели, и этот источник дохода тоже пропал. Доллар уже начал сильно расти и «пробил» отметку 37. Приходилось снимать деньги с карточки - по такому курсу, что я, честно сказать, плевался. Я не люблю тратить последние деньги, это стало действовать на нервы. Мы оба не работали и не имели дохода, аренда «капала», это меня не устраивало, я предложил для начала жене найти работу, чтобы я неспешно искал хорошую позицию на «удаленке» с реальной зарплатой.

Ей эта идея не понравилась. Надо сказать, что зарплаты в Таиланде для позиций без высшего образования довольно низкие (считались низкими при старом курсе рубля) по сравнению с Россией, а трудовое законодательство не соблюдается. Хочешь — работай 10 часов с одним выходным в неделю, не хочешь - за тобой очередь желающих из нищей провинции, вали. Можно относительно легко найти работу на 8-14 тысяч бат в месяц, не выше. Она предложила арендовать место на рынке, где она раньше работала некоторое время, и продавать фруктовые коктейли. Через месяц начинался высокий сезон, и можно было рассчитывать на хорошие продажи. Мне было все равно, лишь бы дело сдвинулось. Мы пошли на рынок и договорились об аренде.

Условия для бизнеса в Таиланде

Согласно международному рейтингу Doing Business, по легкости открытия своего дела Таиланд находится на 26-м месте в мире, а Россия - на 62-м. Сложилось так, потому что правительство не платит пенсии, на которые можно выжить (пенсия 500 бат в месяц, нормальная только у военных и гражданских бюджетников), и стимулирует самозанятость. Мелкий бизнес в Таиланде практически никогда не трогают. Кто угодно может продавать что угодно с байка, тележки - никаких документов не требуется, если у ты не снимаешь офис - ни ИП, ничего. Гоняют только за торговлю на пляже. Жестко штрафуют за наем иностранцев без разрешения на работу, об этом чуть позже.

Рынок Джомтьена

Договор об аренде заключается прямо на физлицо (с тайским гражданством, естественно, не на меня). Палаток с напитками оказалось слишком много, нам разрешили торговать едой. Жена выбрала сосиски, которые ее подруга продавала в Бангкоке. Для открытия точки на рынке Паттайи нам понадобилось:

• оплатить первые 3 дня — 660 бат. В месяц с электричеством и водой — 8000 бат за одну палатку на 3 квадратных метра;
  • депозит — 6000 бат. Не возвращается, если не отрабатываешь месяц с момента предупреждения о закрытии;
  • тент — 2500 бат - больше для унификации внешнего вида рынка, а не от дождя - работать без него не разрешают;
  • купить прилавок. Мы заказали новый за 5000 бат. Б/у можно дешевле найти в хорошем состоянии;
  • приобрести байк, без него никак. Мы отыскали самый дешевый мотобайк в Паттайе. С налогами и сборами вышло 13 тысяч бат;
  • модифицировать байк под . 6000 бат. Подробнее об этом чуть позже;
  • купить электрогриль за 500 бат.

Итого расходов на открытие бизнеса — 1000 долларов. Заняло все 2 или три дня, самое долгое - покупка и модификация байка. Потом мы поехали в Чонбури за сосисками. Номинально Чонбури - столица провинции, но Паттайя фактически больше. Продавец сосисок - дистрибьютор, он возит сосиски тоннами из Бангкока и доставляет по всей провинции. Килограмм у него стоил 95 бат, в Бангкоке - 80 (да, далеко не элитные баварские сосиски, почему такой товар, сейчас объясню). Казалось бы, что можно заработать на такой смешной наценке? Однако он заработал себе на два блока в таунхаусе, 2 пикапа для работы и внедорожник для семьи. Тайцы очень держатся за свое дело и работают без выходных, ставя себя в жесткие условия. Этот человек был из таких (открывался в 5 утра), и вид нажитого им имущества меня вдохновлял.

Открытие точки на рынке в Паттайе

Jomtien Night Market

Видя, что жена во всем разбирается, я предоставил ей свободу действий и только помогал, в основном таскал тяжести. В первые дни она поставила цену 10 бат за штуку и продавала сосисок на 1500 бат. Сосиски быстро закончились (одна партия - 20 килограммов). Я не понял, что мы заработали, и убедил ее поднять цену сначала до 15, потом до 20 бат. Позже я взвесил одну штуку и понял, что по 10 мы получили убыток. Сосиски стали покупать меньше, но выручка выросла. Я не понимал, как люди едят пустые сосиски и решил добавить булочки, чтобы получились хот-доги и баварские бургеры, как в «Стардогс». Московская модель в Таиланде не пошла, удалось продать всего 3-4 штуки за 3 дня, хлеб выбросили.

Сосиски на гриле и шиншилла

В день мы зарабатывали 200-500 бат. Квартира сдалась, но меня это не устраивало, курс уже превысил 40, на такие деньги не прожить. Надо было расширяться. Наши соседи торговали жареными насекомыми, супами и спагетти (дико, правда?) и решили съезжать. У них выходило 2000 бат выручки в день, и мы решили выкупить их точку. Всего за оборудование они попросили 6000 бат с условием, что их дочь останется работать у нас за 300 бат в день. Они объяснили нам, как и как их готовить. Это был декабрь 2014, пошел высокий сезон.

Большее пространство позволяло выкладывать больше товара. Сама по себе необходимость готовить суп, чтобы удержать уровень выручки напомнила нам, что жена-то у меня повар, и мы добавили в ассортимент ланчбоксы со стейками: курица, свинина, рыба.

Как мы открыли свое кафе

Ассортимент нашего кафе в Паттайе

За неполный месяц торговли я не увидел никакого накопления денег и стал анализировать. Оказалось, что жена на своей точке зарабатывает, а со второй, где сидит девочка и торгует жучками, мы получаем убыток (аренда и зарплата превышали маржинальную прибыль). Девочку пришлось уволить на Новый год. Видимо, карма возвращается, и мне сделали такой же подарок. Жилец съехал, не заплатив за второй месяц и разбив сантехнику. Депозит он в самом начале попросил в рассрочку, вместо депозита кормил обещаниями, а я не знал. В итоге, как я уехал, так с ничего и не получил. А дальше — вялый январь, ремонт и понятно было, что денег не будет. Денег на карточке оставалось тысяч 20 рублей, которые с ростом курса доллара таяли каждую неделю.

Я решил пойти ва-банк. Мы закрыли точку с жуками, взяли третью палатку и поставили столики (купили б/у, сняв последние деньги), сделав уличное кафе. В ассортименте стало около 25 блюд. Помимо нас таких точек на рынке было 2, обе — гораздо больше, с серьезными продажами.

Кафе в Тайланде

Выручка была отличной - 4-6 тысяч бат в день. Заказов — от 40 до 60. Около 30% заказов — с собой, остальные садились. В общем, бизнес удался, каждый день мы уносили домой 1-2,5 тысячи «чистыми» и даже взяли первый за 3 месяца выходной. Но каждый день курс доллара к рублю рос. Люди автоматически продолжали говорить: «Ой, как дешево, 60 рублей за Том-ям!». А на самом деле 60 бат уже равнялись 120 рублям. В общем, эти туристы были уже на отдыхе, им по фигу. А что со следующими?

Как снижение потока российских туристов повлияло на Таиланд

Дискомобиль на рынке

Бизнес развивался успешно ровно один месяц. Потом люди посчитали, сколько им стоит отдых, и перестали приезжать в Тай. Мы продержались февраль и начало марта 2015 за счет качества кухни. Потом пришлось отказываться от столиков - почти 30 долларов в день за аренду, воду и электричество платить стало убыточно.

Том-ям с курицей на кокосовом молочке

Разнообразие блюд держалось на объеме закупок. Больше - дешевле, я думаю, понятно. За все время мы продали около 2 тысяч порций супа, и у нас было всего 4 клиента, которым не понравился Том-ям моей жены. Двое из них привыкли к другому вкусу, который где-то пробовали, двоим не понравилось, что креветки нечищеные. Ну извините, я просто не разрешаю ей чистить креветки за несчастные 60 бат - у нее и без этого постоянные порезы и ожоги, не хватало еще руки колоть. Абсолютное большинство клиентов говорили «Спасибо, очень вкусно», десятки выпрашивали рецепт и говорили, что это лучший Том-ям из всех, что они пробовали, включая ресторанные за 300 бат. Некоторые люди ели у нас каждый день весь отпуск. Но даже от супа нам пришлось отказаться - ингредиенты не могут храниться, нужно продавать хотя бы 5-7 порций в день, а сейчас и это невозможно.

Иммиграционная полиция просекла, что я помогаю, а виза у меня учебная. Мне передали через администрацию рынка - плати 2500 бат в месяц нам или поймаем на контрольной закупке, а это — депортация и штраф 50-100 тысяч жене. У нас таких денег нет, теперь я занимаюсь только закупками и мытьем посуды.

Сейчас у нас осталась одна палатка - спагетти болоньезе, жареная картошка, стейки и кокосы - вот весь ассортимент, который еще продается. В день остается «чистыми» 300-700 бат, работаем без выходных. Точнее, на самом рынке работает уже одна жена. Квартиру я сдал, но это уже 300 долларов или 10000 бат в месяц, цены сильно упали. Пытаемся накопить на аренду более проходной точки или билеты в Москву, пока приходится работать.

Один день из жизни в Таиланде в фотографиях

Рынок начинает работать в 4 часа дня. Раньше люди в час приходили, слонялись в поисках еды. Сейчас иногда и до 6 ничего не продается.

Мой день начинается с поездки на местный рынок за кокосами. Самый дешевый рынок в Паттайе находится около кабаре «Колизей». Там мы раньше закупали много разных ингредиентов, сейчас — только кокосы.

Их привозят каждый день с фермы под Бангкоком. Бизнес куда стабильнее нашего.

Второй пункт назначения - гипермаркет Macro.

Гипермаркет Макро Паттайя

Закупаю обычно рыбу, спагетти, фарш для болоньезе, куриные грудки, картошку.

Но можно и акулу купить.

На свиных стейках не заработаешь, мясо дорогое. Курица — 70 бат, а свинина — 120. Говядина еще дороже. Считаем каждую копейку, чтобы была прибыль.

Фарш делают свежий прямо в мясном отделе несколько раз в день.

Возвращаюсь домой, чищу картошку, мою посуду. Мы давно переехали из очень дешевого кондо с бассейном за 9 тысяч (со счетчиками) в частный сектор. Это буквально самое дешевое приличное жилье в нашем районе Паттайи на 2015 год. Платим 4500 бат в месяц, со счетчиками выходит 6500. Все, что дешевле - это уже бараки без окон, кроватей и кондиционеров, иногда с общим туалетом на этаже. Именно в таких живут заявляющие о «королевском» уровне жизни в Тайланде на 20000 рублей в месяц. Когда рубль был подороже, они еще умудрялись на эти деньги есть, что они сейчас едят и живы ли вообще, я не знаю.

Пару слов о байке: Спарк - этой самый отвратительный драндулет, на котором я когда-либо ездил, включая «шахид-такси» — «убитую» шестерку Жигулей. Управляемость ужасная, о кикстартер обобьешь все ноги, пока он заведется. Нет претензий только к мотору Ямахи. Раньше у нас был новенький мотоцикл из салона, но его пришлось продать в какой-то момент.

Что можно возить на байке с тележкой

Но более дешевого коммерческого транспорта не существует. Расход бензина - 100 бат на 150 км. На обслуживание за 3 тысячи км потратили 900 бат. У тайцев такие повозки распространены повсеместно и позволяют перевозить достаточно большие и объемные грузы, я видел до 9 человек на таком агрегате.

Отвез кокосы в палатку.

Пришло время выбросить мусор.

Пора вынести мусор

Все стоки с рынка положено сливать в эту канаву.

Канава ведет прямехонько на пляж. Море в Паттайе очень грязное, пляжи неухоженные. Совсем не пляжный курорт.

Все отходы текут прямо в Сиамский залив на городской пляж

Вот так непросто делать бизнес в Таиланде!

Или простого ананасового шейка, а что-то более экзотичное и коктейльное. Но как разобраться в этом непонятном меню? Я вам помогу и приведу десятку наиболее популярных коктейлей в Таиланде, которые можно заказать практически в любом баре. Культура приготовления коктейлей пришла еще в 70-х годах прошлого века вместе с появлением в стране американцев. Каких-то аутентичных алкогольных коктейлей в Таиланде не подают, если только это не фирменный рецепт заведения. Туристическое Управление Таиланда даже , но его не везде подают, чаще встречается под именем Tom Yam. В состав входит чили, лайм и лемонграсс.

Так как рецептов приготовления коктейлей очень много, мои могут отличаться от тех, что вы попробуете в тайских барах и ресторанах. Пусть вас не смущает первая фотография, это не какой-то экзотический коктейль, а банальная водка со змеиной кровью. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Пина Колада

Куда же Таиланду без традиционной Пина Колады, традиционного напитка Пуэрто Рико. Ее подают не только в барах и ресторанах, но и вполне возможно она будет продаваться в вашем пляжном баре. А иногда этот коктейль приносят в настоящем ананасе или даже кокосе, вкус его отличается от традиционного и имеет более экзотичный оттенок. Приготовить Пина Коладу вы можете сами в домашних условиях. Для этого вам потребуется:

• 3 части светлого рома
  • 2 части ликера Малибу
  • 5 частей ананасового сока

Все ингредиенты смешиваете в шейкере с колотым льдом, выливаете в стакан и украшаете кусочком ананаса, лайма или апельсина. В некоторых барах ананасовый сок заменяют на мякоть ананаса или добавляют кокосовое молоко.

Май Тай

Как бы не хотелось верить в то, что май тай изобрели в Таиланде, это не так. Хотя тайцы говорят, что название коктейля переводится как “тайский шёлк”. Родина май тая – Гавайи. Но от этого в Таиланде он не становится менее вкусным. Некоторые бары готовы предложить свои варианты Сиам Май Тай с добавлением гренадина. Май Тай в Таиланде красного цвета тогда, как в классическом рецепте он светло-коричневый. Для этого коктейля вам понадобиться:

• 2 части светлого рома
  • 2 части темного рома
  • 2 части апельсинового ликера Orange Curacao или Cointreau
  • 1 часть миндального сиропа Orgeat
  • 1 часть сока лайма

Перемешать ингредиенты в шейкере со льдом, по желанию можно добавит 1 часть гранатового сока, и коктейль готов. В Таиланде май тай могут делать с апельсиновым соком, ананасовой мякотью (или с ананасовым соком) и подавать прямо в ананасе.

Мохито

Освежающий кубинский коктейль мохито можно заказать как алкогольный, так и безалкогольный. В Таиланде обычно не используют мятный сироп, а делают его из настоящих листьев мяты. Для этого коктейля вам понадобится:

• 30 грамм светлого рома
  • 12 листочков свежей мяты
  • 1 половинка лайма
  • 2 чайных ложки тростникового сахара
  • содовая вода

В стакан положить сахар, выдавить сок лайма, для этого его лучше порезать четвертинки, которые тоже положить в стакан. Добавить листья мяты, и все размять пестиком или ложкой. Насыпать немного льда лучше колотого, добавить ром, размешать и долить содовую до полного стакана. Коктейль готов!

Лонг Айлэнд

Этот коктейль в Таиланде могут делать с холодным чаем Lipton вместо кока колы. По происхождению он американский, даже если некоторые тайцы будут уверять вас, что назван он так по английскому переводу острова Ко Яо рядом с Пхукетом. Хотя никто не знает их оригинальный рецепт.

• 1 часть джина
  • 1 часть водки
  • 1 часть светлого рома
  • 1 часть текилы
  • 1 часть апельсинового ликера Triple Sec
  • сок половины лимона
  • 1 часть кока колы для цвета

Перемешайте все ингредиенты в шейкере со льдом и вылейте в высокий стакан. Украсить можно лаймом и вишенкой.

Текила Санрайз

Еще один популярный в Таиланде коктейль – американская Текила Санрайз, который стал известен благодаря группе Роллинг Стоунс. Для приготовления его вам понадобится:

• 3 части текилы
  • 6 частей апельсинового сока
  • 1 часть гренадина

Сначала в высокий стакан наливаете текилу, затем апельсиновый сок, а в самом конце осторожно добавляете гренадин, чтобы он опустился на дно и дал эффект рассвета.

Сингапур Слинг

А вот и первый азиатский коктейль, впервые приготовленный в . Сам бар не менее интересен чем коктейль. К напиткам вам подают неочищенный арахис, скорлупу от которого принято обязательно кидать на пол. Даже если вы радеете за чистоту заведения, в очередной раз проходящая мимо вас официантка обязательно смахнет шелуху на пол.

Для приготовления коктейля вам понадобиться:

• 2 части вишневого бренди
  • 6 частей джина
  • 1 часть гренадина
  • 1 часть Cointreau
  • 1 часть DOM Bénédictine
  • капля ароматного Angostura bitters
  • 6 частей ананасового сока

Смешайте все ингредиенты в шейкере со льдом, вылейте в высокий стакан и наслаждайтесь коктейлем.

Дайкири

Кубинский коктейль дайкири обычно делают из клубники, но, например, а в других барах и ресторанах есть и вариация этого коктейля с соком лайма, грейпфрутовым, апельсиновым и другими соками. Чтобы приготовить клубничный дайкири дома, вам потребуется:

• 4 части белого рома
  • 1 часть Cointreau
  • 6 спелых клубничек
  • ½ чайной ложки сахара

Все ингредиенты поместить в блендер, взбить до однородного состояния, добавить два кубика льда и еще раз взбить. Коктейль готов!

Джин Физз

Пожалуй, джин физз – это один из самых простых коктейлей. Вам потребуется:

• 3 части джина
  • 1 часть сахарного сиропа
  • 4 части содовой

В шейкере смешать джин, сахарный сироп и сок лайма вместе со льдом, вылить в стакан и добавить содовой. Не забудьте украсить лимоном и вишенкой.

Маргарита

Опять же латиноамериканский коктейль популярен в Таиланде. На Пхукете помимо классической маргариты с лаймом можно попробовать клубничную. Для его приготовления вам понадобиться:

• 4 части текилы
  • 2 части ликера Triple Sec
  • 4 части сока лайма

Все компоненты смешать в шейкере со льдом, отфильтровать ото льда в стакан, края которого украшены солью.

Камикадзе

Во многих барах вы можете заказать этот совершенно новый коктейль. Считается, что он был изобретен в конце прошлого столетия в Америке. Для этого коктейля вам нужно:

• 1 часть водки
  • 1 часть ликера Blue Curacao
  • 1 часть сока лайма

В Таиланде этот коктейль готовят зачастую в блендере, смешивая лед с основными ингредиентами. Версия с формовочным льдом называется On the Rocks.

Вот теперь вы можете устроить тайский барчик у моря прямо у себя дома. Запаситесь музыкой с шумом прибоя или . И наслаждайтесь!

Молодой ресторатор и основатель «Шум Lounge» Андрей Костин рассказал порталу «Заграница» о нюансах ресторанного бизнеса, проблемах в общении с тайским персоналом и своем отношении к российским туристам

В России я занимался флористикой. Лет двадцать назад мои родители рискнули и организовали цветочный бизнес. Я тоже участвовал в нем. Кстати, родительское предприятие успешно до сих пор.

Представление о том, как все устроено в бизнесе ресторанном, я получил на курсах при Московском университете. Плюс у меня уже был небольшой опыт раскручивания частного дела.

Я много путешествовал самостоятельно по странам Юго-Восточной Азии, и с каждой новой поездкой у меня все назойливее возникала мысль перебраться в более комфортную климатическую зону. В Тайланде я живу около пяти лет. Сначала остановился в Бангкоке, примерно год назад переехал в Паттайю.

Фото: Kseniya Kohansky

В столице мы с супругой (ее зовут Пайро) открыли караоке-бар. Ориентировались на тайскую аудиторию, но ряд факторов и ошибок заставил закрыть заведение. Караоке-бар был куплен с рук и изрядно изношен - старое оборудование, потрепанный интерьер. К тому же, нам пришлось перебраться в неудобное место, и мы потеряли много постоянных клиентов. Тогда мы решили переехать в Паттайю и ориентироваться на русского посетителя.

В Паттайе беспощадное преобладание обычных кафе и пивных баров: без особого дизайна, с деревянными столами и пластиковыми стульями. У нас не было желания становиться в один ряд с общепитом без названия и идеи. Я хотел открыть «атмосферное» место, где сам смог бы зависнуть на полдня или до поздней ночи. Послушать красивую и стильную музыку. Заказать пару классических коктейлей, перекусить. Воспользоваться бесплатным Интернетом. Пообщаться с друзьями за чашечкой кофе. Поваляться на диванах среди мягких подушек с книгой в руках.

«Шум Lounge» - это мой второй проект. Я разработал концепцию, создал дизайн, придумал название. Моя супруга занялась кухней, составлением меню и оформлением документов. Помещение нашли за пару дней: просто взяли мотобайк в аренду и исколесили всю Паттайю и ее пляжи. Сначала рассматривали Джомтьен, но помещения там сдаются по непомерно высокой цене. В последний момент наткнулись на небольшой юнит напротив отеля . На свой страх и риск внесли депозит, а уже спустя неделю покинули Бангкок и переехали сюда. У нас было слишком мало времени на раздумья, но, как мне кажется, риск оправдался.

Открылись мы через 10 дней. Особых проблем не возникло: вчера помещение пустовало, сегодня уже работает. Больших денег на рекламу не было, и мы стали активно пиарить свое заведение в Интернете - благо, возможности социальных сетей позволяют. Запустили группу, дали рекламу в других сообществах. На форуме даже возник небольшой спор, который перерос в пиар-акцию с черным оттенком.

Официально мы открылись на Хэллоуин. На вечеринку пришло огромное количество народу: в нашем небольшом заведении не было свободных мест. Так сработал Интернет!

У нас работают только тайцы - повар, его помощник и два официанта. Я занимаюсь пиаром: все, что связано с рекламой, Интернетом и связями, лежит на мне. Плюс в мои обязанности входит закупка продуктов и алкоголя.

Из-за недостатка образования тайцы испытывают сложности в общении на английском. Но даже если я сам пытаюсь говорить по-тайски, возникает еще одна сложность - различие кухонь.

Фото: Павел Сазонтьев

В меню нашего кафе включены итальянские и русские блюда. Состав и нюансы подачи некоторых из них тайцам понять сложно. Приходится регулярно объяснять и показывать, что десерт полагается после основных блюд, а в холодное пиво не нужно добавлять лед. Достойный персонал подобрать сложно: неторопливость и расслабленная жизненная позиция тайцев ставят меня в тупик. С остальным мы можем справиться, но как научить персонал работать быстрее?! Это для меня загадка...

Мы ориентируемся на российских туристов. Рядом с рестораном несколько отелей, которые полюбились нашим соотечественникам, вот на них и рассчитываем. Отдаем предпочтение молодежи и людям среднего возраста. Наше заведение формата «лаунж» - с современной музыкой, вечерним баром и атмосферой отдыха и общения. Туристы иногда заходят в одних шортах, но мы вежливо просим надеть футболку. Никто не обижается.

Поток российских туристов растет с каждым годом. Окружающим почему-то кажется, что если что-то случилось или кто-то неприлично себя ведет, то это обязательно россияне. Но я с уважением отношусь к своим соотечественникам: российские туристы ведут себя скромнее, чем, например, китайцы в моем районе. Мне попадались и немцы, и ирландцы, которые, перебрав алкоголя, кричали во весь голос среди ночи.

Люблю, когда клиенты после ужина или пары коктейлей уходят с улыбкой на лице и пожимают мне руку на прощание. Мне приятно, что люди покидают заведение довольные и возвращаются к нам снова.

Фото: Kseniya Kohansky

Мой совет тем, кто хочет организовать свой ресторан в Паттайе: не торопиться и все хорошо обдумать. Ресторанов и кафе в курортном городе - бесчисленное множество. Нужно изучить обстановку, прежде чем открыть что-то свое. Постараться понять, что необходимо потребителю и на какую аудиторию ориентирован ваш ресторан. Любое свое дело требует ответственности и труда, но если есть цель и желание - вперед!

Таиланд – прекрасная страна не только для отдыха, но и для жизни и заработка, наверное, лучший вариант переехать в королевство на ПМЖ это открыть свое дело. Можно купить готовый бизнес в Таиланде, но имеет смысл построить его с нуля. В статье поверхностно какой бизнес в Тайланде для русских проблемы минусы имеет.

В Таиланде иностранцам запрещено заниматься определенными видами деятельности, подробнее о чем вы можете прочитать в статье « ». Здесь мы рассмотрим наиболее выгодные виды бизнеса в Таиланде, которым может заняться любой иностранец.

Такого рода заведения всегда востребованы на любом курорте. Конечно, придется постоянно бороться с конкурентами, но если подойти к вопросу с умом, все получится. Вот основные моменты, которые нужно заранее продумать:

• Выбор места
  • Стиль заведения и ассортимент блюд и напитков
  • Оценка платежеспособности клиентов

В общем, все как везде, нужно учитывать специфику посетителей. Тайцы не посещают хорошие рестораны, бары и кафе. Поэтому нужно рассчитывать только на иностранцев. Помните, что дорогой ресторан не приживется в месте, где нет богатых туристов, а дешевое кафе не окупится на пляже с большой арендой.

ВАЖНО:
В Таиланде есть такое понятие как «кей мани» (key money) – это залог, который вносит арендатор после заключения договора. Причем он не возвращается ни при каких обстоятельствах. Сумма кей мани зависит от местоположения арендуемого помещения, его размеров, обустроенности и т.д. В хорошем месте он может составлять 20 000 долларов, а то и больше.

Русский продуктовый магазин

Не секрет что тайскую пищу не все нормально воспринимают из-за ее специфичности. Многие русские и выходцы из СНГ уже через месяц употребления местной блюд кухни мучаются расстройствами, а иногда дело доходит и до больницы. Поэтому большинство из них стараются готовить дома, но некоторых продуктов, таких как крупы, соленья, колбасы, в Тае просто нет.